Креативное агентство МастерУм





Статьи о рекламе
Внебрачная дочка эксперимента
 
Отрывок из новой книги «Доказательная реклама» (издательство «Феникс», серия «Вершина успеха»)

Чем дальше эксперимент от теории,
тем он ближе к Нобелевской премии

Фредерик Жолио-Кюри,
французский физик и общественный деятель
Внебрачная дочка эксперимента

На выпускном вечере дочери учитель физкультуры вышел на сцену и произнес следующие напутственные слова школьникам: «Ширина этого зала – 9 метров. Почти столько же составляет сегодня мировой рекорд по прыжкам в длину – 8 метров 95 сантиметров. Длина этого зала – 18 метров. Это всего на 9 сантиметров отличается от мирового рекорда в тройном прыжке.

Женский рекорд в прыжках в высоту находится на уровне верхней планки входной двери (физрук похлопал по ней рукой). Мужской – на уровне кондиционера.

Это кажется невозможным. Но в мире есть люди, которые так прыгают.

Рекорд в толчке у женщин – 180 килограммов. А точнее 187. Я знаю много крепких мужчин, но они такую штангу не сумеют оторвать даже от помоста.

Дорогие выпускники нашей школы, устанавливайте высокие планки. У вас всё получится. Достижения появляются на путях к недостижимому».

Разумеется, речь была встречена оглушительными аплодисментами, которые продолжались даже дольше, чем само выступление педагога.

Кто здесь альфа-самец?

Следующий чудесный эпизод из сериала «Психологини». Вместо заболевшего тренера по пикапу, брутального альфы на занятие пришла его коллега Вика. Разумеется, мужчины у дамы обучаться искусству обольщения женщин не хотят.

Вспыхивает стихийный бунт.

Тогда героиня предлагает ученикам соблазнить её подругу – фотографа Алину, которая тут же мечется по аудитории с камерой. Молодые люди смущаются и робеют. Никто не решается подойти и заговорить с весьма симпатичной и эффектной девушкой.



В наступившей тишине Вика обращается к группе:

– Что? Нет больше смелых?
– Вы же преподаватель, вот и покажите, – следует нагловатый ответ с задних рядов.

Тогда Вика подходит к Алине и… неожиданно целует ту взахлеб.



Победоносно окидывает взглядом сраженный класс (включая еще не пришедшую в себя саму Алину), и припечатывает:

– Поняли, кто здесь альфа-самец? Раскрыли тетради и записали тему занятия.
Далее, как вы уже догадались, обучение продолжилось в штатном режиме.

А вот пара уже исторических сюжетов.

Как немецкого композитора избрали галльским академиком

Бетховен стал действительным членом Французской Академии изящных искусств, несмотря на отсутствие вакансий.

Как это случилось?

Председатель убедил академиков пойти на формальное нарушение правил красивым экспериментом. Он налил полный стакан воды. Ни одной капли добавить нельзя. После чего аккуратно опустил сверху лепесток розы.

Жидкость не пролилась – и Бетховен был единогласно принят.

Какая связь между налогами и кусочком льда?

Трибуле (Triboulet), придворный шут французского короля Франциска I, как-то взял кусочек льда и попросил придворных передать его королю. Пройдя через множество рук, ледышка растаяла и дошла до короля уже существенно меньшей, чем была в руках Трибуле.

Этим доходчивым способом шут объяснил королю, почему в казну поступает так мало налогов. С тех пор прошло почти семь веков, а объяснение средневекового паяца актуальности, похоже, не потеряло…

Как работает доказательный подход в рекламе товаров?

Наглядная и неожиданная демонстрация – это мощный доказательный инструмент и в рекламной индустрии.

Демонстрация в рекламе – это внебрачная дочка эксперимента: основного метода познания в физике и других естественных науках.

Смысл заключается в наблюдении исследуемого явления в точно учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

Теперь представьте, что к вам домой является продавец стирального порошка и прямо перед всей вашей семьей проводит следующий эксперимент.

Он растворяет в одном стакане воды стиральный порошок, которым вы пользуетесь в данный момент. А в другом стакане размешивает свой стиральный порошок, который он и собирается отрекламировать.

Вы ведь никогда не тестировали средство для стирки подобным образом, не правда ли?

Так вот, вода в первом стакане остается серой с ужасными мутным осадком, который плавает повсюду... Все нерастворимые твердые наполнители прекрасно видны невооруженным глазом.

Они приводят к преждевременному изнашиванию одежды. А вот рекламируемый состав растворяется без остатка. Вода осталась чистой и прозрачной.

В конце эксперимента продавец делает продолжительный глоток из своего фирменного стакана и предлагает вам сделать то же самое из вашего.

Это заставляет людей крепко задуматься.

Большинство купленных в магазине аэрозолей для полировки мебели очень огнеопасны. Направьте средство, которым вы пользуетесь обычно, в крышку баллончика. Распылите его. Поднесите спичку, и оно мгновенно вспыхнет.

А ведь вы об этой особенности товара, скорее всего, даже не задумывались.

Продавец вытаскивает из сумки свою полироль и использует её как огнетушитель, чтобы загасить пламя. Каким из этих составов вы хотите теперь обработать всю деревянную мебель в доме?

Убедительное, драматичное и бесспорное доказательство.

Взгляните на следующие пять старинных фотографий.

Сможете понять, что там происходит, не читая пояснительных подписей к ним?

 
Так создатели знаменитых лондонских двухэтажных автобусов (даблдекеров) доказывали, что опасности опрокидывания транспортного средства нет (1933 год)


Тестирование футбольного шлема (1912 год)


Цех по проверке качества резиновых изделий (1930-е годы)


Испытание на прочность деревянного кузова Dampf Kraft Wagen (DKW) F8. На крыше едущего автомобиля поместилось более 30 человек (Германия, 1939 год).


Чарльз Смит, начальник управления полиции Вашингтона, тестирует пуленепробиваемый бронежилет на самом изобретателе (13 сентября 1923 года)

Что может служить бóльшим доказательством качества изобретения, чем решимость изобретателя поставить на кон свою жизнь?!

Кстати, раньше существовала такая традиция. Путейские инженеры, построившие мост, во время прохождения по нему первого поезда наблюдали этот волнительный и торжественный момент именно под вновь возведенным сооружением.

Если мост рухнет, то пострадают в первую очередь создатели. При таком подходе непрофессионалы как-то не приживались и уходили из профессии сами собой.

Ежедневный променад Монферрана по Дворцовой площади

После установки Александровской колонны жители Петербурга с опаской относились к монументу, зная, что он никак не закреплен и держится только за счет огромного веса. Кто ведает, вдруг упадет? Тогда автор проекта Огюст Монферран взял за правило каждый день прогуливаться с собачкой вокруг колонны, чтобы указать петербуржцам на смехотворность их опасений.

Взгляните на следующую иллюстрацию, где британский рекламист Дэвид Эббот (David Abbott) рискует собственной жизнью ради рекламируемого товара. Такая реклама воспринимается уже по-другому, верно?
 

Работа агентства Abbott Mead Vickers BBDO, Лондон, Великобритания

Хваткий заголовок объявления звучит так: «Если сварочные швы недостаточно прочны, автомобиль упадет на копирайтера»

Аналогичный объект используется и в следующем классическом объявлении. Только рекламирует оно уже не автомобиль, а невероятно прочный клей.


Работа агентства FCO, Лондон, Великобритания

Этот скромный тюбик также поможет вам реанимировать и отбитую ручку заварочного чайника

Рекламисты приклеили к поверхности билборда настоящий лимузин. Достаточно однажды проехать мимо такого щита, чтобы запомнить преимущество рекламируемого товара на всю жизнь.

А если нужно показать, что клей не только фантастически прочный, но еще и быстро схватывает нужные поверхности намертво? Вот наглядное и изящное решение.

Покажи – тогда запомню!

На экране появляются часы с секундной стрелкой и без защитного стекла. В момент, когда стрелка смотрит вверх на цифру «12», в центр часов на её ось капают крошечный шарик клея. Ровно через десять делений, на цифре «2» секундная стрелка останавливается как вкопанная. Вуаля!

Голос за кадром поясняет, что данный клей застывает уже через 10 секунд. Как говорится в древней китайской пословице: «Расскажи мне, и я забуду! Покажи мне, и я запомню!»

Внедрить в сознание людей хорошую идею бывает так же непросто, как и её придумать. Донесение мысли, даже самой правильной, честной и гениальной – это отдельная и весьма трудная задача.

Но хорошая демонстрация помогает её решить. И чем более неожиданной она будет, тем лучше. 

Вот еще несколько сильных рекламных решений.


В рекламе острейших ножей принимает участие пчела и тонюсенькая долька яблока


Острые ножи режут так тонко, что ломтики хлеба аж просвечивают


Работа агентства KNSK, Гамбург, Германия

Даже у крохотного паучка хватит сил, чтобы удержать кусочек ветчины, отрезанный рекламируемым ножом


Работа агентства Wight Collins Rutherford Scott, Лондон, Великобритания

Слева балансировка шатуна нарушена, а вот справа – нет


Работа агентства Wight Collins Rutherford Scott, Лондон, Великобритания

Безусловно, такой карточный домик можно собрать на капоте и другой машины. А если мотор работает на 4.000 об/мин?


Водонепроницаемые часы – идеальный подарок, которому не страшны слезы радости в глазах любимого


Презентация самой большой в мире пишущей машинки (1940 год)


Из архива Каннского фестиваля, Канн, Франция

Одна из первых реклам гидромассажной ванны

P. S. Небольшой бонус – фрагмент интервью автора о том, каким он видит своего читателя и почему деловая книга «читается как роман Жюль Верна».



Алексей Иванов,
автор книги «Доказательная реклама»,
директор креативного агентства «МастерУм»